Андрей Новиков

персональный коуч

Новости блога

26.06.2018 С какими запросами обращаются к коучу. Примерычитать
25.06.2018 Коуч, тренер и наставник. В чем различия?читать

Мероприятия




Бизнес-коучинг: не-тренинг и не-консалтинг 20.03.2018

Бизнес-коучинг: не-тренинг и не-консалтинг. А что тогда?

Коучинг вполне эффективно применяется в бизнесе. Однако, как и в случае персонального коучинга, он не заменяет собой тренинги, консалтинг и наставничество. Тренинг - про научение новым навыкам. Консалтинг - про советы экспертов. Наставник дает свой способ мышления и обучает своим примером. Коуч привносит ясность в цели, ценности и собственные практики человека, способствуя выходу человека на другой уровень эффективности бытия. А там уж он сам определится, что ему нужно - новый навык, знания или совет. Главное - внутренняя ясность и способность применять их всех во время и в нужном для жизни качестве.
Другими словами, человек научается понимать, чего же он хочет: попить (научиться эффективным продажам), поесть (разобраться в юридических аспектах предметной области) или одеться потеплее (получить совет эксперта о мировых тенденциях для разработки стратегии). И в зависимости от явленной потребности выбирает инструментарий, максимально эффективно ее удовлетворяющий. Для организации в этом тоже есть своя выгода: в простом случае можно сэкономить на неэффективных тренингах, обучениях и консультациях, либо более эффективно использовать инвестиции в них.

В чем заключается работа коуча в организации?
Есть две части: персональная работа с владельцами и сотрудниками, и повышение эффективности бизнеса как системы.
Персональная работа направлена на решение поставленной бизнесом задачи, однако все так же остается индивидуальным процессом. В зависимости от целей и индивидуальных особенностей он может продолжаться и 3 и 10 сессий. Залогом успеха все так же является мотивация человека. С другой стороны, зачем бизнесу сотрудник без инициативы, желания познавать новое и развиваться, добиваться успеха? Особенно в текущее время глобальной конкуренции и роботизации рутинных операций. По результатам работы и коуч и сотрудник формируют отчет о результатах коучинга. С моей точки зрения этот этап крайне важен. У человека появляется время что бы посмотреть на изменения, которые с ним произошли, и осознать свою гибкость.
В системной работе внимание уделяется динамике бизнеса как системы. Как течет информация? Как принимаются решения? Где происходят "затыки" и находятся узкие места? Что ослабляет и усиливает энергию групп и подразделений? Как организация отдыхает и набирается сил? Планирует и реализует стратегические решения? Иногда это могут быть мелочи, вплоть до удобства рабочих мест. Иногда в системе размещаются элементы, которые тянут ресурсы на себя и далее используют их с низкой эффективностью. Зачастую организации, как и армии мира, готовятся к уже прошедшим войнам... Профессиональные бизнес-консультанты обладают нужной "чуйкой" на такие моменты, но зачастую им проще наложить трафарет "лучшего опыта и мировой практики". И это тоже работает.

Как начинается работа с бизнес-коучем?
Со знакомства и определения целей коучинга. Зачастую цели коучинга "сливаются" с целями и результатами тренингов и консалтинга, и первой задачей является их "разлепить".  Ключевой момент разделения, с моей точки зрения: коучинг раскрывает внутренние ресурсы, а многие другие инструменты добавляют что-то снаружи. В тоже время за коучингом имеет смысл обращаться когда необходим системный эффект и на уровне отдельных элементов и у системы в целом.  Этот эффект реже наблюдается у техник развертывания потенциала таких как "веревочные курсы", стратегические сессии и мозговые штурмы. При этом они обладают другими, весомыми, результатами (сплоченность, стратегия, идеи и т.д.).
У коуча на данном этапе есть своя задача - обеспечить ясность запроса клиента, в первую очередь для него самого. Уже в этот момент начинается коучинг.

В чем польза работы с коучем?
Экономический эффект может быть измерим и виден невооруженным взглядом.
В части индивидуальной работы раскрытие потенциала человека создает предпосылки для его взрывного роста: проявляется способность справляться с ранее неразрешимыми задачами, брать большую ответственность. И повышение сотрудника на одну-две ступени (по сравнению с наймом специалиста целевого уровня) с лихвой окупает инвестиции в коучинг и навыковые тренинги за счет различия в размере компенсации.
В части системной работы количественный эффект может быть получен за счет эффективности принятия решений - как минимум в стоимости совещаний и процедур согласования, менее измеримо - в качестве принятия решений. Иногда мотивация и энергичность персонала может увеличиться простейшими способами - за счет реорганизации пространства, мебели, расписания или зарядки возле рабочего места.

Опять же, коучинг не является универсальным "решателем" проблем и вызовов бизнеса. Если для решения поставленной задачи, после "разгребания" завалов неэффективностей работы системы выявляется недостаток в навыках или знаниях, то следующим, или иногда промежуточным, шагом становятся адекватные навыковые тренинги и бизнес-консалтинг.

Так же как и столовых приборов, инструментов повышения эффективности бизнеса много.
Почему же мы стараемся есть суп ножом (замена персонала) и спагетти щипцами для омаров (направляем персонал без мотивации на тренинги)?