Андрей Новиков

персональный коуч

Новости блога

19.05.2018 Движение = Развитиечитать
15.05.2018 Что может дать соматическая сессия?читать

Мероприятия




Перинатальные матрицы 01.12.2017

Перинатальные матрицы

Влияет ли наше рождение на дальнейшую жизнь? 
Да, влияет, в каждую секунду жизни. И при этом у нас есть возможность "переписать" свой опыт рождения, что может изменить качество нашей жизни. Для начала - небольшой экскурс в историю. 

К середине прошлого века в западных странах накопилось большое количество исследований в области психологии, которые не укладывались в прокрустово ложе царивших в то время направлений психологии. И в конце 60х годов в США возникло новое направление - трансперсональная психология. Как отмечал потом один из его организаторов, Станислав Гроф, тогда пришло время для нового направления, которое бы признавало значимость духовных измерений психики (см. С.Гроф "За пределами психики"). Так же с именем этого выдающегося исследователя неразрывно связан уникальный метод описания процесса рождения человека - перинатальные матрицы. 
В рамках данного исследования были выявлены определенные закономерности определяющие влияние на поведение человека того, как проходил процесс развития и дальнейшего рождения. 

Более того, циклы матриц можно заметить и в обычной жизни - мы как бы "проигрываем" их в семье, на работе и в каждой кризисной ситуации. "Проигрывание" идет бессознательно, и человеку без специальной тренировки или профессиональной поддержки крайне сложно даже просто заметить этот автоматизм. 

Как примеры: "плановым кесарятам" обычно весьма сложно проявлять волю и достигать чего-то в жизни; при быстрых родах у ребенка может проявиться "успешная" стратегия избегания трудностей; конфликты родителей на первых этапах беременности и угроза аборта могут создать ощущение "ненужности" в этом мире... И при этом можно встретить людей, которые прошли через такой опыт, и не имеют всех этих проблем! 
Почему так? В жизни этих людей возникли ситуации, которые дополнили их опыт новыми, более эффективными стратегиями. И вряд ли это был "учебный полигон" - в обычной жизни нужны весьма серьезные препятствия, что бы человек смог создать новую линию поведения. 

Понимание принципов и данных зависимостей дает возможность скомпенсировать - "переписать" данный опыт, а вместе с ним и бессознательную реакцию. На каждом этапе развития ребенка, от "одноклеточного" и до момента в несколько месяцев от рождения, мозг проходит несколько стадий развития и в нем записывается опыт. Рассмотрим их подробнее. 
Первая матрица. Длится от оплодотворения и до первых схваток (в норме). По сути рай: тепло, все потребности удовлетворены, что-то шумит и двигается вокруг. Весь мир - для меня. При этом нервная система матери и ребенка связаны, равно как и ведется обмен гормонами. Любые сильные переживания матери автоматически запечатлеваются у ребенка. В каком-то смысле ребенок еще внутри обучается распознавать "врагов" и "друзей". Если же мать подумывает об аборте, то для ребенка возникает угроза жизни от всего мира. 
Во взрослом состоянии в эту матрицу человек попадает всякий раз, когда в мире все устаканилось и его все(почти все) устраивает. 
На что нужно обратить внимание в своей жизни: может ли человек находиться в только что созданных отношениях, быть в хороших отношениях с родителями, в семье или на работе. Не является ли он обычно инициатором разрыва отношений? 

Вторая матрица. Длится от первых схваток до потуг. Этот промежуток времени для ребенка весьма тяжел: его сжимают и выхода нет. Здесь ребенок учится быть под давлением - в учебе, спорте, работе. Способность выдерживать нагрузку без какой-либо видимости завершения или выхода. 
Во взрослом состоянии в эту матрицу человек попадает практически в любой новой ситуации, в состоянии неизвестности, или видимости длительного пути. 
На что нужно обратить внимание в своей жизни: как проживается состояние труда, монотонности, нагрузки и отсутствия выхода, во всех контекстах (партнер, семья, работа, учеба)? 

Третья матрица. Длится от начала потуг до выхода ребенка. Этот промежуток времени для ребенка весьма важен: в это время он активно работает, идя к своей цели. Причем работают оба - и мать, и дитя. 
Во взрослом состоянии в эту матрицу человек попадает в момент, когда он уже видит цель и способ ее достижения, и ему уже "пора" действовать. 
На что нужно обратить внимание в своей жизни: как (не)достигаются цели, когда нужно действовать самому, идет ли достижение цели в синхронной работе с окружением - или в противовес ему (бунтарство). 
Во многих случаях компенсация второй и третьей матриц может быть дана сильным примером: родителем, в учебе, работе, или спортивным тренером. 

Четвертая матрица. Длится от момента рождения и некоторое время (по разным данным - от минут до двух-шести месяцев). В это время ребенок встречается с новым опытом, он принимается новым миром, появляются новые способы существования, взаимодействия... Тут же вспоминается "советский" роддом, в котором детей, исключительно из благих побуждений, отрывают от матери и несколько дней держат в отдельной палате, наполненной детским криком. Новый мир для многих в нашей стране оказался именно таким... 
Во взрослом состоянии человек попадает в этот опыт практически на каждом шагу: новый партер, новая группа на вечеринке, новое место работы и т.д. Иногда мы научаемся системно сбегать из этого опыта - кто из нас замечает мир соседей по подъезду, временный мир троллейбуса или метро? 
На что нужно обратить внимание: как происходит "прорастание" в этом новом мире, как часто появляется новый круг общения? 

Опыт показывает, что даже размышление на тему может поменять наше к ней отношение. В качестве упражнения предлагаем сделать следующее:
1. Ответьте на вопросы, приложенные к описанию каждой из матриц
2. Вспомните ситуации в жизни, в которых вы испытывали самые сильные переживания. Запишите ключевые события, ваши действия, участников, и ваши переживания.
3. Посмотрите, есть ли связь между вашими ответами на вопросы и событиями?
4. Представьте 2-5 вариантов своего поведения в этих ситуациях, в корне отличающегося от того, как вы действовали.
Что изменилось в вашем отношении к этим ситуациям?